ФИЛОСОФИЙНАЯ СВАЛКА


URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
23:46 

Френсис Бэкон

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
«Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие» (2, т.2, с. 12) Новый органон. Френсис Бэкон
Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну.
# Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
# В жизни - как в пути: самая короткая дорога обычно самая грязная, да и длинная не намного чище.
# В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных.
# Всякая насильственная мера чревата новым злом.
# Высшие звания дают возможность делать такие вещи, которые было бы хорошо не иметь возможности делать.
# Деньги - как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку.
# Истина есть дочь времени, а не авторитета.
# Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
# Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу.
# Любить и быть мудрым - невозможно.
# Любовь к родине начинается с семьи.
# Люди должны знать: в театре жизни только Богу и ангелам позволено быть зрителями.
# Мысли, подобно людям, имеют свою юность.
# На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице.
# Плох тот путешественник, который, выйдя в открытое море, считает, что земли нет нигде.
# Сон разума рождает чудовищ
# Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным.

@темы: цитаты

00:02 

Экзюпери

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.
Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять.
Так устроена жизнь. Сперва мы становимся богаче, ведь много лет мы сажали деревья, но потом настают годы, когда время обращает в прах наши труды и вырубает лес. Один за другим уходят друзья, лишая нас прибежища. И, скорбя об ушедших, втайне еще и грустишь о том, что сам стареешь.
Словно легкокрылый архангел, которому, чтобы жить среди людей, пришлось бы сплутовать - зашить в пояс кусок свинца.
А здравый смысл? Его дело - объяснять жизнь, пусть выкручивается как угодно.
Истина <...> это то, что делает мир проще, а отнюдь не то, что обращает его в хаос.
Истина - не то, что доказуемо, истина - это простота.
Логически можно доказать всё, что угодно.
Врач, осматривая больного, не слушает стонов: врачу важно исцелить человека. Врач служит законам всеобщего.
Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.
- Знаешь, отчего хороша пустыня? — сказал он [Маленький принц].-Где-то в ней скрываются родники…
Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви.
Только дух оплодотворяет разум. Дух бросает в него семя грядущего творения. Разум завершит всё остальное.
Жить — значит медленно рождаться.
Ребёнок не приходит в ужас от того, что терпеливо готовит в себе старика. Он - ребёнок, и он играет в свои детские игры.
Умирают за дом, но не за вещи и стены. Умирают за собор — не за камни Умирают за народ — не за толпу.
Демагогия возникает тогда, когда, за отсутствием общей меры, принцип равенства вырождается в принцип тождества.
Порядок создаётся жизнью, но сам он жизни не создает.

@темы: цитаты

20:05 

о логике

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
Я внимательно всматривался в отношения людей и понял:
ум опасен - ум, который верит, что слово передает суть,
что в споре рождается истина.
"Цитадель" Экзюпери


Я логик. Я люблю логику. Я живу логикой. Это часть моей жизни, неотъемлемая, как само дыхание. Всему на свете мне хочется искать логическое или хотя бы рациональное объяснение. Но изучая философию, я все больше прихожу к выводу., что одна только логиика не просто недостаточно, но ущербна. Она икажает катрину мира.Определенно, мне понадобится больше времени, чтобы изложить это внятно. Но даже математика, оплот логики, доказала это (как же назывался этот закон?). Если система, описывающая другую систему, непротиворечива, то она не описфывает ее полностью. Если она описывает систему полностью - в ней содержатся противоречия. В эту ловушку попал Спиноза. Под впечатлением от математики он попытался идеально-логично описать мироздание и пришел к противоречию: в его логически объясненном мире не осталось места человеческой свободе. Он попытался логически ее объяснить, но тут его доводы звучат глухо и невнятно, они не вписываются в систему. Я ожидала, что мне понравится Спиноза, но это оказалось не так. Его учение о субстанциях и атрибутех красиво как игра фразами, логически согласованными друг с другом. Очень аккуратно и выглядит интересно, но абсолютно...даже бесполезность тут не при чем: просто безжизненно.
Может быть я не права, но для более полного и правильного видения мира логик длжен подняться над логикой, превзойти ее. Я говорю не о переходе к чувственному познанию, а о некоторой еще более высшей ступени. И вот, я знаю, что она есть, но не знаю, как описать ее. Возможно, она описывается словом "чудо". Не знаю. Я пыталась логически совместить то, что я знаю о мире, о религиозной его картине и о Боге, но пришла к противоречиям и пром, что каждое из исходных утверждений я считаю верной аксиомой. Но мне указали на одну сомнительную: с чего я взяла, что сам Бог должен быть логичен? Логика строится на законах, так с какой же стати я ограничиваю Безграничного Бога законами? Но тогда если мир есть отображение образа Божиего, то и в самом мире должно быть место иррациональности или нелогичности. Тогда истинное состояние мира будет надлогичным и надчувственным, непознаваемым одинакого и для первого, и для второго. "Теперь мы видим, как сквозь тусклое стекло, гадательно" (1 Кор. 13.12) -- говорит апостол Павел, и если распространить это утверждение и на все познание в целом, то я с ним согласна.

"Поэту нужны только восторг и простор,
Чтобы ничего его не стесняло.
Он хочет заглянуть в небеса.
Логик стремится
засунуть небеса себе в голову-
и голова его лопается"
"Ортодоксия" Честертон

@темы: размышлизмы

16:09 

о рутине

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
Если человек предпочитает ничто, я ничего ему не могу дать.


Я всегда придумываю новые сюжеты для фиков. И, конечно, большая часть из них никогда не превращается во что-либо написанное. Одним из таких был рассказ, который я сама для себя назвала "кома". Сюжет заключался в том, что пока люди в коме, их душа находится как бы в другом мира. В мире, где нет ничего наносного. Где нет потребностей, нет необходимости делать что-либо. Души попадают туда только с тем, что в них было действительно важного в мире. Некоторые из них так много хорошего накопили в жизни., и добрых дел, и талантов, которые они в себе развили, что в моем выдуманном мире они были почти материальны. Но таких были единицы. Чуть больше было таких, которые по сравнению с настоящим миром истончали, будто стерлись, но всеже были вполне похожи на людей. А большинство - совсем стерлись, так, что только слабая тень осталась. Я попыталась представить, как бы тогда начали вести себя люди, когда им для жизни ничего не надо? В моем рассказе они тут же начинали заново создавать социально структурированное общество, выдумывать работу, которую им приходилось бы делать. Потому что мне кажется, что люди не могут без рутины. Именно рутина занимает значительную часть души каждого. И отними ее у нас - мы все сотремся и потускнеем. Рутина - это не только работа. Пожалуй, это даже со всем не работа. Для меня рутина - это все, в чем мы зависимы от общества, от этого мира. Наша страсть к материальному или стремление в каким-то достижениям, к тому, чтобы быть оцененными. И вот я думаю, если у нас отнять все, связанное с этим миром, останемся ли мы сами? И, даже если да, то как много от нас останется? Есть ли у меня что-нибудь, что я возьму с собой, когда уйду отсюда?

@темы: размышлизмы

16:05 

о моем падении

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
Я помню, что в детстве, кажется, еще до того, как я пошла в школу, я молилась Господу, чтобы Он позволил мне стать святой, пусть даже через мученичество. Горько сознавать, как далеко я ушла от этих мыслей и стремлений, как иизменились мои приоритеты. Какая там святость! Я молюсь, чтобы Господь простил мне то, как я подвела Его, какой отвратительной христианкой я стала, если, конечно, мне все еще можно говрить это слово о себе. Я молюсь, что уже не за мою жизнь, но хотя бы через мою профессиональную деятельность Господь простил меня. Хотя, какая же тут дейтельность, если я даже в институт регулярно не хожу! На сегодняшней конференции говорили о патриархе Тихоне. Воистину, святой человек! Мне-то отпущены куда меньшие страдания, если мои проблемы вообще можно назвать таковыми, но как же я их принимаю! Смирения совсем нет. И я только со страхом думаю, как долго еще Господь будет терпеть мое такое поведение. А ведь Он все еще ждет моего обращения, еще посылает мне возможности вернуться к Нему. Но разве вечно это будет продолжаться? Хотелось бы, ведь Господь долготерпелив, но как долго я заставляю Его терпеть?
Я всякий раз обещаю себе, что исправлюсь, но раз за разом делаю все не так. И, если честно, то нет никакого объективного оправдания моему поведению. Я не боюсь вылететь из института, пока Господь хочет, чтбоы я там училась, никто меня не отчислит, но как долго я буду еще платить такой черной неблагодарностью?

@темы: размышлизмы

16:03 

Паломничество к небу

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
Мне не интересны горная река ночью и небольшая пещера "Нежная". Они не идут ни в какое сравнение с тем, что ожидает меня впереди. Сегодня я вновь еду смотреть на настоящие горы. Плато Лаго-Наки. Горы для меня - особое, почти священное место, место моего Завета. Если подумать, все самые крупные Заветы были даны людям в горах. На горе Моисей получил скрижали, и умер он, как и Аарон, тоже на горе. В конце концов, и главное осуществление Завета произошло на Голгофе: человеку открылся путь в Царствие Небесное. Так что горы просто не могут не быть особенным местом. И для меня они - тоже обещание и подтверждение надежды. Десять лет я грезила горами и мечтала увидеть их вживую, и вот уже второй год я приезжаю сюда. Здесь я могу пообещать себе, что и мои мечты о Японии сбудутся в том виде, или хотя бы относительно в том, в каком желается. Не в горах ли вспоминать о том, что путь мой уже выбран, и хотя я не знаю всего, что преподнесет мне дорога, конечная цель обозначена. Моя цель - служение. Забывшись в работе, об этом так легко забыть. Завет - это договор человека с Богом. Господь, конечно, не разговаривает со мной напрямую, но своего рода общение все равно есть. И здесь, в горах, так близко-близко к небу, я хочу пообещать себе и Господу, что приложу все силы, чтобы не свернуть с пути и не сорваться в пропасть.

@темы: размышлизмы

20:10 

Господь Бог

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
Вот сейчас часто можно услышать: "Господь Бог". И вроде бы это звучит как "масло масляное". Ну казалось бы ведь синонимы. Но на самом деле это не так. Это слова разные по значению. Разница эта была уже в языческом мире. Бог - это тот, кто сотворил мир и жизнь. Это всемогущий и Всевышний Творец. А Господь - это кто-то гораздо более близкий. "Господи" можно ведь обратиться было и к человеку. Как сейчас мы говорим людям "господин". То есть это наше как бы непосредственное начальство на месте. И только в христианстве эти два слова слились вместе, потому что оба они подходят нашему Богу. Он и тот, кто бесконечно идеален, Всесилен, он управляет мирозданием. и он же тут, с нами в наших каждодневных заботах и пролемах И вот тут открывается вся дерзость наших молитв. Часто ли мы обращали внимание, что мы на "ты" с Богом? Своим начальникам, дальним родственникам и знакомым мы говорим " Вы", а самому Богу "Ты". Как такое возможно? И более того, сам Господь разрешает нам так лобращаться к Нему, ведь и в молитве Отче наш, данной нам Христом, мы говорим "да святится имя Твое"!Может быть это так потому, что Христос хочет войти в нашу жизнь и быть не начальником и не дальним родственником, но Отцом.

@темы: размышлизмы

13:03 

Иоанн Златоуст

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
Молчит небо, но вид его издает звук громче трубы, научая нас через зрение, а не через слух.
Люди суть слава Божия
Как тело тогда умирает, когда душа оставляет его лишенным своей силы, так и душа тогда умерщвляется, когда Дух Святый оставляет ее без Своей силы
Итак, есть зло, действительное зло: блуд, прелюбодеяние, любостяжание и бесчисленное множество пороков, достойных крайнего осуждения и наказания. Опять есть зло, а лучше сказать не есть, а называется злом: голод, язва, смерть, болезнь и т. под. Все это не может быть истинным злом, потому я и сказал, что это называется только злом. Почему же? А потому, что, если бы все это было злом, то не делалось бы для нас причиной благ, не обуздывало бы гордости, не искореняло бы беспечности, не возбуждало бы нас к рачительности и не делало бы более внимательными к самим себе. "Егда убиваше я, – говорит Писание, – тогда взыскаху его, и обращахуся и утреневаху к Богу" (Псал. 77, 34).
...злом называется здесь страдание, причиняемое нам наказаниями и называется так оно не по собственной его природе, но приспособительно к мнению людей... Вот что означают слова пророка: "несть зла во граде, еже Господь не сотвори" (Амоса III, 6). Это же выразил Бог и через Исайю: "Аз Бог, творяй мир и зиждяй злая" (Исайя, XLV, 7), злом называя и здесь бедствия. На это зло делает намек и Христос в Евангелии, когда говорит ученикам: "довлеет дневи злоба его" (Матф. VI, 34)
Именем Божиим разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небе, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги – сынами, чужие – наследниками, люди – ангелами. Что я говорю: ангелами? Бог стал человеком и человек Богом
Смотри, какой честью Он нас почтил, представив нам такое дело. Я сотворил, говорит Он, землю и небо, даю и тебе творческую власть: сотвори землю небом. Ты можешь сделать это... Я сотворил, говорит Он, прекрасное тело; даю тебе власть создать нечто лучшее: соделай прекрасную душу.
Ты не можешь сотворить человека, но можешь сделать его праведником и благоугодным Богу. Я сотворил существо; ты же укрась намерение.
Человек создан из земли и воды, и помещен был в рай. Воссоздается же от воды и Духа, но обещается ему не рай, а Царство Небесное.
Ты потерял рай, а Бог дает тебе небо.
"Христос, – учит он. – "восхотел стать нашим братом; ради нас приобщился крови и плоти; Он снова дает нам самое тело и кровь, чтобы мы благодаря им стали Его сродниками. Кровь Христова демонов отгоняет и ангелов приближает".
Христос сделал нас Своим Телом и дал нам Свое Тело.

@темы: цитаты

18:53 

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
17:31 

Смирение

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
Господь наш верхом всех добродетелей называет любовь, но кто же богат любовью, как не смиренный? Смирением приобретается как любовь, так и надежда и вера. (Ефрем Сирин)

Очень справедливо поучал преподобный отец наш Макарий, что без всяких добродетелей можно спастись, а без смирения никто не спасся. Вон мытаь и благоразумный разбойник ничего не имели, а спаслись единственно смирением. А сатана все имел, кроме смирения, и пал навсегда...

Как при наступлении света удаляется тьма, так смирение изгоняет всякий гнев и горечь. Святитель Иоанн Златоуст (45, 965)

Смирение есть наставник всех. добродетелей. Оно крепчайшее основание небесного здания. Оно - собственный и великий дар Спасителя. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Нестерой 53, 445).

Смирение возвело Господа на Крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов (Игнатий Брянчанинов)

Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди, все труды тщетны. Преподобный авва Исаия

То дело, которое делается без смиренномудрия и духовного разума, каково бы оно ни было, не принесет никакой пользы тому, кто его делает. Преподобный Симеон Новый Богослов

@темы: цитаты

17:35 

Митрополит Сурожский Антоний БЕЗМОЛВНАЯ МОЛИТВА

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
Молитва – это прежде всего встреча с Богом. Иногда мы ощущаем Божие присутствие, чаще всего смутно; но бывают периоды, когда мы можем поставить себя перед Богом только актом веры, совершенно не чувствуя Его присутствия. Дело не в степени нашего восприятия, не оно делает эту встречу возможной и плодотворной: должны быть выполнены другие условия, и основное из них – чтобы молящийся человек был реальным. Живя в обществе, мы даем проявляться самым различным граням нашей личности. Каждый из нас является одним человеком при одних обстоятельствах и совершенно иным при других: властным в условиях, где он – начальник, совершенно покорным дома, и опять-таки совсем иным среди друзей. Каждое “я” многосложно, но ни одно из этих ложных лиц, или тех, которые частью ложны, а частью подлинны, не является нашим истинным “я” в достаточной мере для того, чтобы стоять от нашего имени в присутствии Божием. Это ослабляет нашу молитву, создает разделенность ума, сердца и воли. Как говорит Полоний в “Гамлете”: “Верен будь себе; тогда, как утро следует за ночью, последует за этим верность всем”.

Нелегко бывает найти среди этих разнообразных личин и вне их свое подлинное “я”. Мы так не привыкли быть самими собой в сколько-нибудь глубоком и подлинном смысле, что нам кажется почти невозможным понять, откуда начать поиски. Однако все мы знаем, что бывают моменты, когда мы более, чем обычно, приближаемся к своему подлинному “я”; эти моменты следует замечать и тщательно анализировать, чтобы хоть приблизительно раскрыть, что же мы представляем собой в действительности. Обнаружить правду о самих себе нам обычно так трудно из-за нашего тщеславия, – и тщеславия самого по себе, и того, как оно определяет наше поведение. Тщеславие состоит в том, чтобы превозноситься чем-то, не имеющим никакой ценности, и зависеть в своем суждении о себе, а следовательно, и во всем своем отношении к жизни, от мнения людей, которое не должно бы иметь для нас такого веса. Тщеславие – это состояние зависимости от реакции людей на нашу личность.

Тщеславие – первый враг, с которым следует бороться, хотя, как говорят Отцы, он же и последний, который бывает побежден.

...

Унижение – один из путей, которым мы можем отучиться от тщеславия, но если унижение не принимается добровольно, оно может только усилить чувство обиды и сделать нас даже еще более зависимыми от мнения других людей. Высказывания о тщеславии у Иоанна Лествичника и Исаака Сирина как будто противоречат друг другу: один говорит, что тщеславия можно избежать только через гордость; другой – что путь лежит через смирение. Оба говорят это в определенном контексте, а не как абсолютную истину; но эти суждения позволяют нам увидеть, что есть общего в обеих крайностях, а именно: становимся ли мы гордыми или смиренными, мы не обращаем больше внимания на человеческое мнение, в обоих случаях мы его просто не замечаем.

В основе своей смирение – это положение того, кто всегда стоит перед судом Божиим. Это положение того, кто – как прах земной. Латинское слово humilitas – смирение – происходит от humus – плодородная земля. Плодородная земля лежит, никем не замечаемая, как что-то, само собой разумеющееся; она у всех под ногами, все могут попирать ее; она молчалива, неприметна, темна и, однако же, всегда готова принять семя, дать ему плоть и жизнь. Чем ниже – тем плодороднее, потому что почва становится действительно плодородной, когда принимает все, что отвергает земля. Она лежит так низко, что ничто уже не может загрязнить, унизить, уничижить ее; она приняла последнее место, ниже идти некуда. В таком положении ничто не может нарушить душевной ясности, мира и радости.

@темы: цитаты

19:54 

Григорий Богослов

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
Слово всегда можно опровергнуть словом. Но что опровергнет жизнь?

@темы: цитаты

19:57 

Иоанн Лествичник

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
Видишь новоначального, взлезающего на небо, схвати его за ногу, дабы его падение не было слишком великим

@темы: цитаты

20:07 

???

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
Святые не говорят хором, они все разные. Ты не ленись, ищи тех отцов, на которых душа твоя отзовется. Потому что кого полюбишь — того и будешь слушаться, за тем и пойдешь

@темы: цитаты

20:53 

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
Он уничижил себя, принял образ раба, стал подобным человекам, смирил себя даже до смерти и смерти крестной, а потому Бог превознес Его (см. Флп. 2, 7-9).

покорностью одного многие сделаются праведными (Рим 5:19)

@темы: цитаты

23:10 

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
Русский православный философ Б.Вышеславцев, видный мыслитель русской эмиграции, ученик Н.О.Лосского, написал замечательный труд «Этика преображенного эроса». В нем он на примерах из Священного Писания и святоотеческой традиции убедительно показывает, что «вектор» нравственного развития человека в сфере чувственности должен быть направлен от страстного «первобытного» эроса к столь же пламенной и неутолимой, но бесстрастной любви к Богу. Этот процесс он называет «сублимацией».

...

Сублимация (психология) — защитный механизм психики;

...

Сублимация — переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные)

...

Сублимация - один из механизмов психологической защиты личности, который снимает напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики (инстинктивной энергии) в социально желательные для человека и общества формы деятельности.

Иными словами, сублимация - это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например, у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм - в дружбе, в творчестве и т.п. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.

Сублимация - это психологическая защита путем десексуализации импульсов и превращения их в социально желательные формы активности.

@темы: цытаты

03:05 

Um_Zarazum
Мы легких путей не ищем! нам в лом!
«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14–16)

14:45 

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
Вот есть вопрос: что главное в церковной жизни? Конечно, хочется ответить, что это вера, любовь и исполнение заповедей. Но для всех ли это так? Каждый хочет относительно себя согласиться с этой характеристикой, но не всякий при этом не покривит душой. Потому что многие люди в перечень важнейшего добавят обряд.
Нельза не признавать, что обряд играет значительную положительную роль в жизни Церкви. Он скрепляет нас узами более видимыми, нежели тот факт, что все мы братья и сестры во Христе. Он дисциплинирует нас и организовывает нашу жизнь, через эту организацию помогает в борьбе с грехами. Но на самом деле этим и ограничивается. Как сказал один знакомый священник: "Обряд и символ - это просто то, о чем люди договорились". Конечно сразу следует уточнить, что под обрядом не подразумеваются Таинства. Потому что только несведущий ы Православной вере человек сведет их значение к последовательному выполнению определенных действий. Если кто-то признает в Таинствах только некий обряд, или того хуже - магическое действие, тому человеку следует с грустью признать, что пока он еще привославия не понимает, не чувствует, и ему следует еще многому учиться, а работать над спасением своей души он как будто еще и не начал.
Ведь даже если посмотреть на древнюю нашу Церковь, с которой мы во многом должны брать пример, то там еще практически не было обрядов. Вся литургия с Причастием сводились к совместной трапезе, в течение которой в том числе вкушались благословленные хлеб и вино. Постепенно складывалось последование, еще позже появилась традиция исповедоваться перед причастиев. И хотя сейчас она важна и признается необходимой, она было не всегда. Так можем ли мы сказать, что в апостольской мученической Церкви была меньше благодать, потому что там не так осполняли обряды?
Тем не менее, человек в силу своей природы склонен привносить свою жизнь магию (иногда - открыто, иногда - под видом благочестия), и ожидать спасения только от правильного выполнения каких-либо действий, видеть мистику там, где ее нет. Ярким примером тому служат старообрядцы. Конечно, это явление очень ссложное, которое причиной своего возникновения имело и вполне объективные, важные доводы. Но это было среди его образованных сторонников. В большинстве же своем люди присоединялись к нему из-за острой приверженности старым порядкам. Это наложило свой отпечаток и теперь в старообрядчестве ритуал считается спасительным. Грубо говоря, твое спасение напрямую зависит от того, в каком направлении ты обходишь храм во время крестного хода, и так далее. Нелепо? Надеюсь, для многи - да, но какие же абсурдные по сравнению с этим суеверия царят среди православных! даже те из них, которые изначально на чем-то и основываются, часто превращаются в тупое следование "букве закона" часто непонятно кем написанного. И сколько это может принести вреда!
Например, во многих храмах есть традиция не ставить свечи, купленные в других местах. Опять же: это традиция, но никак не категоричесокое требование Церкви. В Церкви скорее можно говорить о том (и некоторые говорят), что ценник на необходимой утвари (свечах, на записочки) -это скорее некое пожелание, сколько человек мог бы за это дать. Но если у человека нет денег, стоит ли отказывать ему в возможности возжечь свечу перед Господом? Что тут важнее: факт честной купли-продажи или молитва Богу? Конечно, надо понимать, что в современных условиях Церковь нуждается в деньгах и такие требования часто идут не от желания наживы, но от реальной потребности в помощи. Но представим такую ситуацию:какой-нибудь новоначальный уже пришел в Церковь со своей свечой, правил он не знает, а может просто денег с собой нету, он ставит свечу как знак жертвы Богу (ведь купил-то он ее в итоге все равно на свои деньги), как символ своего горения во имя Божие, и тут подлетает женщина, следящая за подсвечником и вынимает эту свечу, а то и ломает ее, только потому что она "не там куплена". И что должен почувствовать человек, ставящий ее? Что его жертва не принята? Почему? Я сейчас говорю не о нашем храме конкретно, но об общем видении этого правила. Оно может быть и хорошо, но только применять его надо с рассуждением.
Или такое: часто считается, что каждый православный обязан платить десятину. Будь ты хоть инвалид первой группы, живущий только на пенсию и имеющий иждевенцев, вот вывернить и отдай десятину, а то не спасешься! Конечно, все мы помним вдову из евангелия, которая последние деньги отдала на Храм, и это замечательно, но только когда исходит от сердца. Требовать милостыню разве по-христиански? Лучше этому бедному человеку самому милостыню дать, и кто скажет, что быдет ценнее: его десятина или его молитвя о своем благодетеле?
Но это все еще не самое жуткое. В конце концов - это скорее небольшие недопонимания, происходящие внутри Церкви. А ведь есть и более дикие.
Например, некоторые считают, что нехорошо держать в доме образ Спасителя, но обязательно нужно иметь икону Николая Чудотворца. Или, кстати, сравнительно новая традиция, что в определенных ситуациях надо молиться определенным святым. Вот помолишься в болезни Пантелеймону - тогда поправишься. А Иоанну Златоусту - нет, он на этом, очевидно, не специализируется. А уж Самому Господу непосредственно помолиться - так и вообще не всем в голову приходит! Как будто помогает святой! Он может только молиться за нас Богу, чтобы Тот своей волей простил нам наши грехи и исцелил. конечно, их заступничество нужно, но не является важнее милости Божией. то же можно сказать про молитву конкретной иконе. Нормально иметь любимую икону, но всякая чушь, вроде той, что "Надо обязательно повесить над входом “Семистрельную”, она защищает”. “Нерушимая стена оберегает дом от воров". Самое забавное: в таких рекомендациях я ни разу не встречала совета повесить распятие или икону Спасителя. В любом случае, как будто это главная функция икон! Хочешь сотворить домашнюю церковь? Живи по-христиански, молись и читай Писание.
Или еще более безумные вещи. Некоторые верят, что если тебя кто-то обидел, надо зажечь ему свечу у кануна и воткнуть горящим концом вниз. Тогда, верят, этому человеку плохо будет. Конечно, это глупость полная, потому что, опять-таки, обряд, не освященный блигодатью (Таинство) сам в себе никакой силы не несет. И молитва о благополучии обидчика, вопреки некоторым мнениям, тоже не принесет тому вреда. Молитва вообще в основном нужна молящемуся, а не Богу. И раз уж нам заповеданно любить своих врагов, стоит ли настолько пренебрегать наставлениями Божьими, что не только не желать блага врагам, но, фактически, молиться об их несчастьях. Кого мы обмануть хотим?
Самое страшное, что иногда суеверия распространяют не невежды-прихожане, а сами священники. Например, некоторые из них устанавливают "лимит", сколько раз в неделю, месяц, год можно причащаться. Тут можно только прямо сказать, что у Церкви единого мнения на этот счет нет. Некоторые святые учили о том, что частое причащение вызывает привычку к святыне. Некоторые, наоборот, предостерегали против редкого приобщения Христовых Тайн, а первые христиане вообще причащались каждый день. Правда, поскольку обряда еще не было, они к причастию фактически не готовились, и не посещали для этого службу, а Тело и Кровь раздавались им для этого на дом. Или некоторые слишком рьяно относятся к правилу не есть перед причастием. Некоторые священники отказываются причащать больных, если до этого те выпили лекарство, или запрещают чистить зубы перед литургией, чтобы случайно не проглотить частицу пасты. Что это, как не обрядоверие! Пост нужен для помощи в избавлении от страстей и подготовки своей души. Разве паста в этом мешает?
Поэтому надо быть очень осторожным. Как уже говорилось, все традиции и обряды церковные возникли не просто так, они важны для человека. И соблюдать их надо, но очень важно отличать подлинно-христианское от пережитков язычества, выражающихся в суевериях. А для помощи в этом есть не только книги, но и духовник, с которым можно обо всем посоветоваться. Так о духовнике говорится в Пастыре Ерма (произведении в чем-то спорном, но признававшимся св. афанасием Великим "весьма полезной книгой" и читавшимся одно время во время богослужения как часть Писания) "Без ближайших руководителей нельзя прожить свято на земле. Ты найдешь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово".
Помоги нам, Господи.

@темы: статья

15:07 

Палама

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
-Но дело сие таково, что душа, совершенно плененная любовию к духовному учению, никогда не получает насыщения им.(Д.5, 254)

-Ибо как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. (Д.5, 255)

-3 части души: мыслительная, раздражительная, желательная. Врачевание с последней к первой, строго последовательное.

-Что же естественно, то невинно... (Д.5, 269)

-...(Если) только постом и умерщвлением тела вооружиться против них, то безуспешно будет трудиться; если же источник освятишь смирением и молитвою, как мы сказали, то сообщишь освящение и внешнему телу. (Д.5 270)

часто гордость - проявление принципа последовательности, страмления человека соответствовать тому, что им сделано. При умелом использовании пожет принести пользу, но нуждается в неусыпном и тщательнейшем контроле. При невозможности такового желательно устранение.

@темы: цитаты

15:08 

из Писания

Путь в тысячу ри начинается с одного шага
"Ядущии меня еще взалчут" Сир, 24, 23

"Не нам, Господи, не нам; но имени Твоему даждь славу" Пс, 113:9

"Аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был" Гал, 1:10

@темы: цитаты

HiroiUchi

главная