Путь в тысячу ри начинается с одного шага
Я внимательно всматривался в отношения людей и понял:
ум опасен - ум, который верит, что слово передает суть,
что в споре рождается истина.
"Цитадель" Экзюпери


Я логик. Я люблю логику. Я живу логикой. Это часть моей жизни, неотъемлемая, как само дыхание. Всему на свете мне хочется искать логическое или хотя бы рациональное объяснение. Но изучая философию, я все больше прихожу к выводу., что одна только логиика не просто недостаточно, но ущербна. Она икажает катрину мира.Определенно, мне понадобится больше времени, чтобы изложить это внятно. Но даже математика, оплот логики, доказала это (как же назывался этот закон?). Если система, описывающая другую систему, непротиворечива, то она не описфывает ее полностью. Если она описывает систему полностью - в ней содержатся противоречия. В эту ловушку попал Спиноза. Под впечатлением от математики он попытался идеально-логично описать мироздание и пришел к противоречию: в его логически объясненном мире не осталось места человеческой свободе. Он попытался логически ее объяснить, но тут его доводы звучат глухо и невнятно, они не вписываются в систему. Я ожидала, что мне понравится Спиноза, но это оказалось не так. Его учение о субстанциях и атрибутех красиво как игра фразами, логически согласованными друг с другом. Очень аккуратно и выглядит интересно, но абсолютно...даже бесполезность тут не при чем: просто безжизненно.
Может быть я не права, но для более полного и правильного видения мира логик длжен подняться над логикой, превзойти ее. Я говорю не о переходе к чувственному познанию, а о некоторой еще более высшей ступени. И вот, я знаю, что она есть, но не знаю, как описать ее. Возможно, она описывается словом "чудо". Не знаю. Я пыталась логически совместить то, что я знаю о мире, о религиозной его картине и о Боге, но пришла к противоречиям и пром, что каждое из исходных утверждений я считаю верной аксиомой. Но мне указали на одну сомнительную: с чего я взяла, что сам Бог должен быть логичен? Логика строится на законах, так с какой же стати я ограничиваю Безграничного Бога законами? Но тогда если мир есть отображение образа Божиего, то и в самом мире должно быть место иррациональности или нелогичности. Тогда истинное состояние мира будет надлогичным и надчувственным, непознаваемым одинакого и для первого, и для второго. "Теперь мы видим, как сквозь тусклое стекло, гадательно" (1 Кор. 13.12) -- говорит апостол Павел, и если распространить это утверждение и на все познание в целом, то я с ним согласна.

"Поэту нужны только восторг и простор,
Чтобы ничего его не стесняло.
Он хочет заглянуть в небеса.
Логик стремится
засунуть небеса себе в голову-
и голова его лопается"
"Ортодоксия" Честертон

@темы: размышлизмы